Абсолютно случайно, без всякого умысла я посмотрел два подряд фильма Пола Макгигана: сначала – «Счастливый номер Слевина», а потом – вот этот вот. Более непохожих внешне вещей и представить себе невозможно: гангстерский боевик и историческая драма. Но как похожи эти фильмы по сути, по философии, по психологии даже! И здесь, и там – тема наказания за совершенный грех, ложное обвинение. И месть, облеченная в одежды светлой добродетели. Интересный он парень, Пол Макгиган. Последите за его дальнейшей деятельностью – наверняка, она будет того стоить. Ну, а сегодня – «День расплаты». Или, если держаться ближе к оригинальному названию – просто «Расплата». 14-й век, Англия. Николас – сельский священник. Так и подмывало сказать – «простой», но подумал – какой же он, к дьяволу, простой? Молодой и рыжий – да, похотливый – дважды да. Но никак не простой. Мало ему читать проповеди тупоумным теткам в своей деревне – нет, потянуло на приключения. Совратил замужнюю женщину. Был застигнут на месте прелюбодеяния мужем. Защищаясь, убил рогоносца. Пришлось бежать из деревни. Подстриг свои поповские кудри (попутно куда-то тонзура рассосалась), переоделся крестьянином. Встретил труппу бродячих актеров, пристал к ним – в качестве исполнителя простейших ролей. Творческая бригада направлялась в замок герцога де Гиза (по известному историческому капризу, английскими замками владели тогда исключительно люди с французскими фамилиями). А там как раз разыгрывался предпоследний акт драмы – суд над глухонемой теткой, обвиненной в убийстве подростка. Тетку быстренько приговорили к повешению. Но Николас чувствует, что она ни в чем не виновна. Пользуясь давним стремлением главы труппы Мартина отказаться от постановок нудных библейских мистерий и перейти к более жизненным пьесам, Николас начинает собственное расследование убийства Томаса Уэллса. Пьеса будет поставлена – жизненнее некуда. Не сомневайтесь – она по-настоящему всколыхнет местное сообщество! Нелегко жили люди в 14-м веке. Холод, голод, Интернета никакого. Чума на оба ваших дома. В общем, дикость сплошная. Макгиган замечательно эту дикость передает. У него два союзника – камера и музыка. В камераменах у него – Питер Сова, старик, снимавший кучу всякого добра - и «Доброе утро, Вьетнам», и «Донни Браско», и «Сержант Билко». С Макгиганом они совпали на «Дне расплаты» - и после этого не расстаются вот уже три фильма кряду. Похоже, творческий контакт у них полный. Во всяком случае, так фактурно британское средневековье я не припомню кто и когда передавал. Добавляя к этому свое фирменное умение замедлять и рвать кадр, Макгиган делает просто-таки незабываемую картинку. Удесятеряет ее магическое воздействие музыка, запущенная фоном. Я, грешным делом, подумал, что это Андреас Волленвейдер – потому что не слышал другого примера современного прочтения арфы. Оказалось – Волленвейдер в этом фильме и не ночевал. Музыкальную обработку выполнили два непохожих человека – Эдриан Ли из группы Mike and the Mechanics и Марк Манчина, автор эпических песенок Элтона Джона из «Короля-льва». Не знаю, кто из них что делал конкретно, но засвидетельствую: именно такая музыка и нужна в фильме об английском средневековье. Современная, но ничуть не технологичная. Простая, но страшно проникновенная, дрожащая какая-то… Фильм поставлен по довольно популярному в середине 90-х роману. Добротная литературная основа чувствуется, но не используется для пустых претензий. Это – умный фильм с ясной и четкой моралью, с неплохой игрой Беттани, Дефо и Касселя – но это никакое не высокоинтеллектуальное кино. Это – стопроцентная «попса». Правда, очень хорошего качества. И очень своеобразная. С попсой это бывает, если люди делают ее всерьез, без дураков.
|